Этот буклет в доступен в формате PDF
Что такое адаптация к школьному обучению?
Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и в физическом плане.
Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, домашние задания.
Процесс адаптации первоклассника к школьному обучению настолько серьезен и сложен, что сравним с нагрузками, которые испытывают космонавты во время полета. Как правило, адаптация протекает в течение 1-2 месяцев, а может затянуться и на полгода. И от того, насколько успешно она протекает, зависит и общее эмоциональное состояние ребенка, и физическое самочувствие, и успешность учебной деятельности.
Как и чем семья может помочь первокласснику в преодолении трудностей процесса адаптации?
- Соблюдайте режим дня.
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
- Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!» и пр. Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- После школы не торопитесь выполнять рекомендации педагогов. Ребёнку необходимо отдохнуть.
- Во время подготовки к занятиям, повторении материала дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
- В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
- Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
- Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.
Рекомендуемые фразы для общения:
- -Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
- -Как хорошо, что у меня есть ты.
- -Ты у меня молодец.
- -Я тебя очень люблю.
- -Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
- -Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
- -Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Фразы, которые нельзя использовать для общения:
- -Я тысячу раз говорил тебе, что…
- -Сколько раз надо повторять…
- -О чём ты только думаешь…
- -Неужели тебе трудно запомнить, что…
- -Ты становишься…
- -Ты такой же как,…
- -Отстань, некогда мне…
- -Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Пусть учеба приносит Вам только радость!
Автор-составитель: педагог-психолог Соловьева А.А