Отклоняющееся поведение младших школьников
Педагог-психолог МБОУ НОШ № 90
Амамбаева М.В.
Важное направление деятельности учителя начальных классов - профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Однако зачастую эта деятельность затруднена из-за отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у детей отклонений в поведении. Учитель не всегда знает, как распознать проявления действительно отклоняющегося поведения ребенка, как установить зависимость между причинами возникновения такого поведения и его следствием, как объяснить, почему, казалось бы, эффективные методы и формы работы по упреждению отклоняющегося поведения детей не срабатывают. На эти и другие вопросы попытаемся ответить в нашей статье.
Увеличение количества девиаций (отклонений) в поведении детей и подростков (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и пр.) обуславливает необходимость выявления, анализа причин данных явлений, предвидения их дальнейшего развития, а следовательно, требует разработки и реализации мер по их предупреждению и преодолению.
По мнению ученых, девиантное поведение детей может быть обусловлено рядом факторов:
- особенностями индивидных, в т. ч. нейродинамических, свойств ребенка - нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью (или расторможенностью);
- неправильным воспитанием (гипопротекция, доминирующаягиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и др.);
- особенностями восприятия и интерпретации ребенком тех или иных действий родителя (если ребенок оценивает действия родителя в качестве препятствия к удовлетворению актуальных потребностей, возникает нарушение поведения);
- неадекватным (защитным) реагированием ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- педагогическими ошибками учителей;
- стрессовыми ситуациями в семейном социуме, среди которых:развод родителей и их занятость своими личными переживаниями (девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей);смерть близкого человека (девиация как реакция на потерю значимого лица);рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша (девиация как ревность);различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье, - унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям (девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие и др.).
В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.
Е.В.Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:
- антисоциальное (делинквентное);
- асоциальное (аморальное);
- аутодеструктивное (саморазрушительное).
В возрастной категории от 5 до 12 лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе – побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей – курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкциямалохарактерна.
Типичными нарушениями поведения детей, по М.Э. Вайнер, являются:
- гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
- демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
- протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
- агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
- инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
- конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям – требованиям других людей);
- симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).