Воскресенье, 22.12.2024, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Прогимназия №90 г. Челябинска"

Меню сайта
Форма входа

В человеке, при появлении его на свет,
нет ни выраженного зла, ни выраженного добра,
а есть только возможность и способность к тому и другому, что развивается в нем средой,

где он живет, и воспитанием в семье и обществе.

Роберт Оуэн

В рамках акции «За здоровый образ жизни»  есть смысл поговорить о влиянии семьи на формирование и развитие ребенка.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность.

Что такое семья для ребенка?

1.Семья – это основа чувства безопасности.

2.В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте.

3. Семья - место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого с детьми важно много беседовать.

4. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

5. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Таким образом, семья выступает залогом успешности или неуспешности развития ребенка, его благоприятной или нет социализации.

 

Социализация — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

 

Десоциализа́ция (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

 

Семья - это важнейший  институт социализации личности,  источник первого опыта социального взаимодействия, который на протяжении определенного времени остается единственным для ребенка.

Можно выделить три основных компонента влияния семьи на процесс социализации: состав, сплоченность, качество коммуникации.  Рассмотрим влияние качества семейной коммуникации на формирование ребенка: общение между супругами, между родителями и детьми, между детьми.

Косвенное десоциализирующие влияние оказывают  семьи, которые чаще в силу психологических причин (отсутствия уважения и понимания между супругами, эмоционального отчуждения, частых конфликтов) утрачивают свое влияние на детей.

Негативное влияние нарушения супружеских отношений на личность ребенка проявляется вследствие того, что он становиться свидетелем постоянных размолвок,  ссор и скандалов, объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей,  орудием разрешения конфликтов. Зачастую родители не осознают пагубного влияния их собственных взаимоотношений на ребенка. Тем не менее, ошибки  в воспитании,  неумение родителей конструктивно разрешать собственные проблемы, могут привести к глубоким деформациям в становлении психики и формировании личностных качеств детей, что неминуемо ведет к их десоциализации в обществе.

Любые супружеские конфликты, свидетелем которых является ребенок,  представляют для него травмирующую ситуацию. Она может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, привести к неврозам и даже к психическим заболеваниям, а это ведет к нарушению процесса социализации личности подрастающего человека.  У некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замкнутыми в себе, у кого-то это порождает преувеличенную самоуверенность. Растет безнадзорность и бесконтрольность поведения, снижается способность ребенка к социальной адаптации, возрастают дефекты морального порядка,   могут развиться агрессивные черты характера вследствие защитной реакции психики, для внутренней самообороны, ребенок может перестать доверять не только родителям, но и всем кто его окружает.

Таким образом, нарушение супружеских взаимоотношений в семье  может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде формирования отклоняющегося поведения.

 

Памятка для родителей:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Помните, что ответственность за воспитание и образование своего ребенка несете именно ВЫ.

3. Будьте примером во всём для своего ребёнка.

4. Если не хотите чтобы Ваш ребенок пил, курил, сквернословил и пр. - САМИ избавьтесь от дурных привычек!

5.Помните, что жестокость и грубость порождает агрессию и злость, а любовь и доброта рано или поздно принесут свои плоды!

6.Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Всегда проявляйте терпение и благоразумность в общении с ребёнком

Конечно, следовать всем правилам этой памятки сложно, да и идеальных родителей не бывает. Но вам и не нужно быть идеальными, вполне достаточно быть просто хорошей мамой или замечательным папой.И тогда, мы надеемся, многие  проблемы обойдут стороной вашего ребенка.

Список литературы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Все о младшем школьнике. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, «Вентана-Граф», 2004 г.

3. Общаться с ребенком. Как? Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва, 2009 г.

4. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Ю.Б.Гиппенрейтер. Москва, 2009 г.

5. Шнейдер Л.Б. — Семейная психология;Издательства: Академический проект, Деловая книга, 2007 г

6. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. — М.:2001

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск
Полезные ссылки




Copyright МБОУ "Прогимназия №90" © 2024
Конструктор сайтов - uCoz