Четверг, 09.05.2024, 03:09
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Прогимназия №90 г. Челябинска"

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:

Документы школы

Главная » Разделы » Архив » Методические материалы

Модель организации внеурочной деятельности

 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Внеклассная проектная деятельность

 

Основные термины и принципы организации работы

над проектами

 

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

 

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем  (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками.  Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках,  рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие

проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

Ø      результатом:

— поделки   (игрушки,  книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты,  модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

Ø      числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

Ø      продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Ø      числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

Ø      набором и иерархией ролей;

Ø      соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

Ø      необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов,  предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.

 

 

Факультативы и кружки

Кружок «Аэробика»

Программа  предполагает ре­шение следующих задач:

1.   Укрепление здоровья и улучшение физического развития.

2.  Владение основами танцевальной композиции в различных видах аэробики.

3.   Привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систе­матическим занятиям спорта.

4.   Воспитание волевых, морально-этических и эстетических качеств.

Основным средством подготовки в аэробике является физические упражнения.

Основным методом подготовки является метод повторного выполнения уп­ражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения, а также игровые и соревновательные методы.

Основными формами занятий аэробикой являются: групповые практические занятия; индивидуальные уроки тренера; самостоятельные тренировки по инди­видуальным планам; лекции и беседы; просмотр учебных видеофильмов и сорев­нования.

 

Клуб «Разговор о правильном питании»

"Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. По этой программе, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, работают общеобразовательные учреждения с 1999 года.     Участники программы – это учителя, воспитатели, учащиеся начальных и 5-6 классов  общеобразовательных учреждений и воспитанники дошкольных учреждений всех районов и городов Челябинской области.

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле", программа разработана в Институте возрастной физиологии, под руководством академика М.М. Безруких.

Программа включает в себя темы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Курс снабжен специальными учебно-методическими комплектами – красочными рабочими тетрадями для малышей, методическими пособиями для учителей, брошюрами для родителей, плакатами. Как показывает практика, программа может быть интегрирована в базовые школьные курсы "Окружающий мир", "Естествознание", "Природоведение", "ОБЖ" или использоваться при проведении внеклассной работы, во время классных часов или в группах продленного дня, а также в работе детских садов и прогимназий.

Художественная студия «Волшебная палитра»

Работа по программе «Волшебная палитра» предполагает решение следующих основных задач:

·        -раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно - прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества;

·        -привитие любви к традиционному народному искусству;

·        -создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

·        -усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

·        -овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно - прикладного искусства;

·        -развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;

·                        -обучение навыкам и приемам в работе с материалом (лепка, коллаж,

 

Клуб «Читайка»

 

Цели и задачи программы:

·                                 обогащение внутреннего мира ребенка через книгу, новые мысли и новое понимание привычных явлений и вещей в свете переживаний прочитанного;

·                                 расширение знаний о литературных произведениях;

·                                 развитие интереса к художественной книге;

·                                 развитие навыков глубокого понимания смысла художественного произведения и самостоятельного выбора книг для чтения;

·                                 ознакомление с творчеством современных авторов;

·                                 формирование информационной культуры личности учащихся.

Категория: Методические материалы | Добавил: sch90chel
Просмотров: 3474
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск
Полезные ссылки




Copyright МБОУ "Прогимназия №90" © 2024
Конструктор сайтов - uCoz